В автоспорте все пилоты так или иначе приходят в тупик: результат не двигается с места, а лишь повторяет сам себя. Технические характеристики болида выжаты на максимум, лишний вес был сожжен, а улучшений так и не наблюдается. Все остальное теперь зависит только от самого гонщика, его психики, убеждений и стратегии мышления. Лучшие гоночные команды мира сосредотачивают свое время и ресурсы на развитии психологических способностей гонщика.

Это может быть контр интуитивным, но важно понимать - лучшие пилоты не думают во время заездов. То же касается профессионалов и в других видах спорта. Спортсмен оттачивает тренировки мастерство до той степени, что это становится его подсознательной привычкой. Ошибка начинающих и любителей в том, что они много думают в момент, когда остается только делать. Представьте себе как Месси во время атаки начинает размышлять о том, куда бы ему послать следующий пас.

В 1988 году на Гран При Монако легендарный пилот Айртон Сенна достиг в своей езде сверхчеловеческой скорости. Отрыв от следующего пилота составлял чуть ли не минуту. Сенна получил по рации требование снизить темп езды, но игнорировал его, пока все-таки не был вынужден подчиниться распоряжению. В результате, уже спустя круг, гонка для него была закончена из столкновения с отбойником.

По словам самого Сенны, он достиг состояния, в котором смог использовать лишь свое подсознательное, убрав в сторону мысли. Он управлял болидом используя отработанные приемы и стал отличной иллюстрацией возможностей человеческого ума. Машина гонщика будто находилась под магическим воздействием, им был использован весь потенциал ширины трассы и болид будто парил над асфальтом. Послушавшись распоряжения из боксов, Айртону пришлось приложить сознательное усилие, чтобы покинуть состояние потока, но езда на сознательном уровне давалась ему хуже, он перерос ее. Произошел сбой системы и это стало причиной столкновения.

Вы замечали, что часто на гонках есть первый пилот, который едет по треку иначе, чем другие гонщики. Гладко, будто бы по железной дороге, он проходит повороты, кажется, что он вообще не в курсе о трудностях во время езды. Одновременно с ним на треке остальные участники гонки сражаются со своими машинами, входят в повороты на высокой скорости, но время разрыва у них только увеличивается.

"Когда со стороны я кажусь неспешным - вот тогда я делаю всё гладко, а следовательно, еду очень быстро".
Ален Прост

Пилотирование болида должно происходить, в идеале, бессознательно. Для этого пилоту нужно очень много тренироваться, его действия должны быть "закодированы". Чтобы "код" был верным, тренировочный процесс должен быть правильно спроектирован. Гонщик, достигший состояния "потока" будет иметь большое преимущество. Любой, кто допускает мысли во время заезда, окажется позади него. Все это происходит из-за того, что наше сознание - это новая веха эволюции человеческого мозга, она более сложная и процесс поступления команд из префронтальной коры в "центральный процессор" происходит дольше. Мастера от простого профессионала отличает его способность собирать и обрабатывать информацию, не задействуя сознание. Это делал Сенна, это делали все великие мастера боевых искусств. Развивайте свое состояние потока и будете достигать великих результатов! Удачи!

Ну и как бонус, оставляем для вас отличное видео, более подробно описывающее состояние потока!