Формула-1 как никто славится непримиримыми соперниками. Кто-то враждовал только на трассе, а кто-то был готов как минимум плюнуть в лицо сопернику и за ее пределами. Рассказываем о самых известных противостояниях.

1981. Алан Джонс vs Карлос Рёйтеманн

В команде «Уильямс» есть давняя традиция по неприменению командной тактики. И одним из её основоположников в 1981 году стал аргентинец Карлос Рёйтеманн. Годом ранее его напарник Алан Джонс стал чемпионом мира, и «Уильямс» попробовал было закрепить за австралийцем звание первого номера – не тут-то было!

Если в первой гонке чемпионата (Гран-при США Запад) Карлос пропустил вперёд Джонса, то на следующем этапе в Бразилии Рёйтеманн проигнорировал приказ из боксов и одержал победу. Отношения между гонщиками моментально испортились, а Алан в итоге и вовсе решил покинуть Формулу-1 в конце сезона. Рёйтеманн-то по сути был прав: к концу чемпионата он действительно опережал Джонса по очкам и даже лидировал в общем зачёте перед заключительной гонкой в Лас-Вегасе.

Когда Джонс покинул Формулу-1, Рёйтеманн спросил у Алана, не пора ли закопать топор войны. «Да — внутри твоей чёртовой спины, парень», — жёстко ответил Джонс. Несмотря на организацию спора с напарником, Рёйтеманн сохранил место в «Уильямсе» на сезон-1982, но, проведя всего две гонки, покинул Формулу-1. Таким образом, к третьему Гран-при 1982 года в «Уильямсе» не осталось обоих дуэлянтов.

1982. Дидье Пирони vs Жиль Вильнёв

Историю Пирони и Вильнёва знают очень многие, и оставить её без внимания никак нельзя. В 1981 году Дидье стал новым напарником канадца в «Феррари», причём Жиль хорошо принял новичка. Речи о внутрикомандном противостоянии поначалу не шло.

К 1982-у Дидье прибавил и за счёт большей стабильности в гонках уже мог опережать Вильнёва. Знаменитый разрыв в отношениях двух пилотов «Скудерии» наступил на Гран-при Сан-Марино. Гонщики «Феррари» шли на победный дубль и получили указание из боксов замедлиться – и тут Пирони вдруг взял и обогнал Вильнёва, отобрав победу. Каноническая версия гласит, что после финиша разъярённый Жиль пообещал больше никогда в жизни не разговаривать с французом – а уже на следующем этапе в Зольдере погиб в квалификации, так что помириться пилоты просто не успели…

Однако есть мнение, что размах ссоры между Пирони и Вильнёвым был несколько преувеличен прессой – и стал легендой именно в свете гибели канадца.

1989-1993. Айртон Сенна vs Ален Прост

Так уж вышло, что Имола любила ссорить гонщиков. Именно здесь произошёл ещё один знаменитый разлад – на сей раз между Сенной и Простом. Ситуация 1989 года до боли напоминала ту, что сложилась в «Феррари» семью годами ранее: Айртон обогнал напарника, считавшего, что позиции временно закреплены.

Правда, если у «Феррари» скандал невольно спровоцировала сама команда, то тут пилоты обошлись без посторонней помощи. Перед стартом Сенна предложил, чтобы выигравший старт не был атакован оппонентом в первом повороте «Тоза». И действительно, француз не стал атаковать Сенну. Зато на рестарте Прост оказался впереди — и вот Айртон не сдержал слова, проведя успешную атаку в «Тозе».

Расстроенный Прост после финиша в частном разговоре поведал о договорённости и её нарушении знакомому журналисту, а тот взял и распространил информацию в прессе. Сенна опроверг сам факт уговора, однако босс «Мальборо» Джон Хоган подтвердил: обещание было дано. С этого момента в «Макларене» началась гражданская война.

Прост обвинял напарника в опасном пилотаже и фаворитизме со стороны «Хонды», Сенна контратаковал, намекая на помощь Алену со стороны президента ФИА француза Балестра. Итог все помнят – столкновение на Гран-при Японии 1989 года, когда Прост не стал пропускать Сенну. Год спустя Сенна оплатил сопернику той же монетой, протаранив машину Проста.

2007-2008. Льюис Хэмилтон vs Фернандо Алонсо

Когда перед сезоном-2007 публика гадала, не опростоволосится ли «Макларен», сходу сажая в свой болид новичка Хэмилтона, вряд ли кто мог предположить, как всё повернётся в реальности. На деле же Льюис сходу начал показывать скорость на уровне Фернандо Алонсо, чем нервировал последнего.

Первая искра вспыхнула в Монако, когда Хэмилтон начал намекать: команда не дала ему побороться с Алонсо за победу, применив запрещённые в то время приказы с пит-уолл. Стюарды, впрочем, нарушений не нашли. Ну, а в историю суждено было войти квалификации Гран-при Венгрии. Льюис, вопреки договорённости, не позволил Фернандо первым пойти на быстрый круг, за что получил сочный ответ под финиш сессии: Алонсо намеренно задержался у механиков, и британец просто не успел уйти на решающую попытку. Алонсо за неспортивное поведение наказали потерей нескольких мест.

Перед следующим Гран-при в Турции пилоты «Макларена» казалось бы всё обсудили и помирились. Но на деле всё ещё раздражённый Алонсо вместе с соотечественником де ла Росой подкинул дровишек в костёр шпионского скандала, после чего, очевидно, его карьера в «Макларене» была завершена.

В 2008-м Алонсо вернулся в «Рено», но противостояние с Хэмилтоном не угасло. Так, перед финальной гонкой на «Интерлагосе» Алонсо признался, что с удовольствием помог бы взять титул Массе. Впрочем, когда Льюис всё же взял трофей, испанец пришёл в боксы его поздравить, в ответ на что Хэмилтон назвал Фернандо отличным человеком. А Алонсо спустя время и вовсе возьмёт и заявит журналистам, что никакой вражды в 2007 не было.