Ушедший 20 мая 2019 года Ники Лауда запомнился миру не только как трехкратный чемпион Формулы-1, но и как пилот, вернувшийся с того света сразу за руль всего через 42 дня после страшной аварии. Эта авария, как и его противостояние с другой легендой Формулы 70-х, Джеймсом Хантом, отлично показана в фильме «Гонка» 2013 года.

По правде говоря, насыщенной жизни Ники хватило бы не на один фильм. Мы постараемся кратко рассказать о нем не только как о пилоте, но и человеке, крайне непростом, но с несгибаемым стержнем внутри, который помогал ему добиваться побед на трассе и за ее пределами.

Ники Лауда родился в 1949 году в Вене в богатой семье. Автогонками он увлекся очень рано, но родители не поддерживали его интересы. Это в итоге испортило отношения с семьей, и Ники пришлось зарабатывать на гонки самому

Выступления в нескольких младших гоночных сериях особого успеха и денег не приносили, поэтому Ники решился на отчаянный шаг. Взяв в банке кредит, он купил себе место в Формуле-2 в команде March. В своем первом же сезоне 1971 года Ники проявил себя и оказался в Формуле-1 с той же командой.

Сезон 1972 года в Формуле-1 для Лауды оказался провальным. Он был в отчаянии, но не бросил автогонки. Ники взял еще один кредит и потратил его на место в команде BRM в сезоне 1973 года. Хотя сама команда особых успехов не добилась, Ники показал себя способным пилотом. Его заметили в команде Ferrari, где уже выступал его бывший коллега по команде March.

Здесь нельзя не упомянуть случай, показывающий темперамент и прямолинейность Лауды. Придя в Ferrari в 1974 году, после тестов он прямо в лицо Энцо Феррари сказал, что его машины - “кусок дерьма”, пообещав сделать их быстрее.
Ники слово сдержал, и уже в 1975 году принес команде победу в Кубке конструкторов, а сам 5 раз в 14 гонках занял верхнюю ступень пьедестала. Контракт с Ferrari помог гонщику наконец-то рассчитаться с долгами.

Следующий год Ники начал с уверенной заявки на первое место. После первых шести гонок у него было четыре победы и два вторых места. Однако планы были перечеркнуты той самой аварией на Нюрбургринге. На втором круге Лауду занесло, он ударился об ограждение, машина загорелась, после чего в нее влетел автомобиль  Брета Ланджера. Ланджер смог вылезти, а вот Лауда оставался зажатым в своей горящей машине, пока его не вытащили другие пилоты - Артуро Мерцарио, Харальд Эртль и Гай Эдвардс. Лауда получил сильные ожоги лица, головы и повредил легкие, надышавшись дымом от горящего топлива.

В больнице он впал в кому, врачи сомневались, что он выживет. Вот что много лет спустя говорил сам Лауда:
“Ко мне привели священника. Я тогда не мог ничего видеть, только слышал. У меня в горле была трубка, поэтому говорить и даже кивать мне было непросто. Медсестра спросила: "Тебе нужен священник?" Но зачем он мне? "Чтобы совершить последнее причастие", – продолжила она. Я никогда раньше не имел дела со священниками, подумал я, но решил, что если наверху кто-то и есть, то почему бы не использовать эту возможность. Я кивнул. Но после этого ничего не произошло. Священник думал, что я без сознания, и просто стоял рядом и двигал руками. А потом ушел. А я-то думал, что он будет говорить со мной, как делала медсестра. Но он просто коснулся моего плеча, совершил причастие и ушел. Я подумал, ну как же так! Меня тогда это сильно задело. Вот теперь, сказал я себе, я точно останусь в живых. Это так сильно меня расстроило, что заставило мозг работать, а мое сознание – следовать инструкциям врачей”.

Благодаря врачам и, возможно, своей упертости, Лауда не только выжил, но вернулся в борьбу спустя 6 недель с еще не зажившими ожогами. Хант, увидев Лауду после аварии, сказал своему другу и сопернику: “Тебе не стоит переживать по поводу твоего лица, Ники, ты и до этого был уродцем". После аварии Лауда везде стал появляться в кепке, которую использовал одновременно, чтобы прикрыть свои шрамы, и размещать на ней логотип спонсора.

Пропустив всего 2 гонки после аварии, Лауда сохранял хорошие шансы набрать очки для еще одного чемпионства. Однако на этапе в Японии, будучи фаворитом, он сошел с гонки после двух кругов. Причиной тому послужил сильный дождь.

Ники Лауда всегда считался одним из самых расчетливых пилотов, некоторые журналисты сравнивали его с компьютером. Он стремился всегда ездить с ясной и холодной головой, и прежде всего минимизировать риск в гонках, а только потом стремиться к максимальному результату. Именно поэтому он решил, что не готов больше так рисковать своей жизнью ради победы. В том сезоне его вечный соперник Джеймс Хант обошел Ники всего на одно очко и стал чемпионом.

В Ferrari решение уйти с трассы не поддержали, и отношения с Лаудой были испорчены. Ники выиграл с командой чемпионат 1977 года, после чего ушел в Brabham.

В сезонах 1978 и 1979 года Лауда не добился больших успехов и объявил о завершении карьеры. Сразу же после этого он стал основателем авиакомпании Lauda Air, которая специализировалась на выполнении чартерных рейсов. Увы, бизнес шел не очень успешно. К тому же Лауда посчитал, что поспешил с завершением карьеры гонщика и у него еще есть потенциал. Перед сезоном 1982 года он стал искать себе место пилота в одной из команд.

Предложение поступило от команды McLaren. Ники заявил, что стоит 5 миллионов долларов в год, добавив, что за пилотирование болида ему достаточно платить один доллар, а вся остальная сумма является платой за его имя. Первые два сезона с McLaren были неудачными, но в 1984 году Лауда в третий раз стал чемпионом мира. В 1985 году болид постоянно ломался, поэтому в большинстве гонок он даже не смог добраться до финиша. После этого Лауда второй раз заявил о завершении спортивной карьеры, теперь уже окончательно.

После этого Лауда вернулся к управлению своей авиакомпанией Lauda Air. Он получил лицензию и даже сам пилотировал некоторые из рейсов. В 1999 году он продал контрольный пакет акций и практически перестал принимать участие в управлении. В 2003 году он продал также остаток своей доли, и сразу основал другую авиакомпанию, скромно назвав ее “Niki”.

В 2001 году его пригласили на должность спортивного директора команды Формулы-1 Jaguar. Однако вместо спортивных достижений Лауда сконцентрировался на подковерной борьбе внутри руководства и комментаторской работе на ТВ. В итоге команда за все годы ни разу не вошла даже в пятерку лучших, но зато Ники смог выжить из компании двух соруководителей. Лауду в итоге уволили, а Jaguar Racing развалилась и была продана.

После этого Ники работал комментатором Формулы-1 и других гонок, писал книги, в 2015 году приобрел очередную авиакомпанию.



Лауда выделялся не только жесткостью и прямотой, но и очень своеобразным отношением к некоторым вещам. Например, он никогда не дорожил своими трофеями. Первые победные кубки Формулы-1 1975 год он отдал хозяину автосервиса по соседству в обмен на бесплатную мойку его машины.

Примерно так же Ники относился и последствиям аварии. Когда его спросили по поводу половины обгоревшего уха, он отшутился, сказав, что теперь ему значительно легче пользоваться телефоном.

Как и все, кто оставил свой след в истории, Ники Лауда - неоднозначный человек, с которым было непросто даже таким, как Энцо Феррари. Но сколько бы споров не вызывала его фигура личность, нельзя не признать, что все свои победы он действительно заслужил трудом и упорством, кровью и потом. Его упертость, стремление к победе и умение подниматься после падений - то, что стоит рассказывать каждому будущему пилоту.

Ники лауда был похоронен 29 мая на кладбище Нойштифтер в чемпионском гоночном комбинезоне Ferrari, как он и завещал.

На его похоронах было множество известных не только в мире автоспорта людей: Льюис Хэмилтон, Арнольд Шварценеггер, Дэвид Култхард, Ален Прост, Артуро Мерцарио (один из тех, кто в 1976-м вытащил Лауду из горящей машины на Нюрбургринге), Джеки Стюарт, Нико Росберг, Даниэль Брюль, сыгравший Лауду в фильме «Гонка».

В церкви также был венок и от семьи Михаэля Шумахера. На ленте было написано: «Однажды мы вновь увидимся. Твои Шумахеры».