Влияние Сенны трудно переоценить: для своей родной страны он стал национальным героем, а для всего сообщества автоспорта примером невиданной отваги, чести и самоотверженности. Однако, когда слышишь о человеке такого масштаба, возникают сомнения: неужели кто-то может достичь такой самореализации, таких высот развития тела и духа? Ведь так легко начать думать, что Сенна-гонщик - образ, который люди хотели в нем видеть, а Сенна-человек, безусловно, талантливый и успешный, но не такой, каким кажется большинству.

В этом материале мы приглашаем вас присоединиться к размышлениям о пути Сенны и сделать выводы о значимости и масштабах его личности самостоятельно.

Совпадение или провидение

Существует суждение, что каждый человек появился в этом мире для реализации своего призвания, а таланты и исходные обстоятельства жизни – родители, страна проживания, эпоха, проблемы и случайные события – подспорье для его осуществления. Обычно, эта идея кажется абсурдной и не очень согласовывается с жизнью большинства людей, но когда вы посмотрите на биографию Айртона Сенны, поверить в нее становится немного легче.

Айртон родился в Бразильском городе Сан-Паулу в семье богатого землевладельца Милтона Де Сильвы и его супруги Нейде Сенны. Когда четырехлетний мальчик впервые сел за руль карта, его родители быстро поняли, что в их семье подрастает прирожденный гонщик. Сенна много раз демонстрировал свою глубокую благодарность и любовь испытываемую к родителям, которые дали ему и его сестре с братом, все, что им было нужно, чтобы жить счастливо и ни в чем не нуждаться.

Для того чтобы стать чемпионом в гонках Формулы-1, заниматься автоспортом нужно с раннего возраста, а ключевым фактором успеха в таком трудном деле является психологическая развитость и наличие необходимых навыков. Если бы не возможности и воспитание родителей, то обычный мальчик из Бразилии вряд ли когда-нибудь попал в автоспорт.

В одном из интервью у Айртона спросили:

Журналист: Расскажи, что ты вынес из своей семьи и своего воспитания?

Сенна: Много любви, думаю это очень важно для каждого человека. В детстве я очень много получил от семьи. Она была источником всех моих сил. Моя семья поддерживала меня во всем, за что я брался. Родители очень внимательно следили за тем, что я делал, хотя у меня всегда была свобода выбора. Однако, как только я отклонялся от того, что было полезно и правильно, они были рядом, чтобы показать мне и объяснить, что происходит и к чему это может привести. Они старались предотвратить самые серьезные неприятности, но тем не менее я мог ошибаться и учиться на своих ошибках: иногда это лучший способ. Отец и мать подарили мне самые важные воспоминания, которые у меня есть. Еще у меня есть замечательные брат и сестра, с которыми мы всегда были вместе, как команда, единое целое. Мы всегда были оптимистами и вели здоровую жизнь, у нас всегда было то, что мы хотели.

Журналист: Со стороны кажется, что у тебя очень необычная судьба, а что ты думаешь?

Сенна: Конечно! Во-первых, мало у кого есть возможность заниматься тем, чем он хочет заниматься; профессией, которая была бы и хобби одновременно. Во-вторых, очень приятно быть лучшим в том деле, которое дается очень немногим. Также замечательно иметь то, к чему можно стремиться. Мне крайне повезло иметь хорошую семью в это время, когда так распространены разводы. Думаю, это большая удача.

Человек дождя

Сенна начал свою карьеру в Формуле-1, но никто не ожидал, что уже в пятом заезде молодой гонщик окажется близок к победе. Гран-При Монако в 1984 году проходила в тяжелых условиях: и без того непростую трассу, с узкими улочками и поребриками усложнял проливной дождь, а видимость была очень низкой. Но Айртон за рулем болида команды Toleman проходил круг за кругом с потрясающим мастерством и если бы гонку не сократили, то, возможно, он почувствовал бы вкус победы в Формуле уже в свой первый год.

В 1985, в похожих условиях, на Гран-При Португалии, Сенна уже в черно-золотом комбинезоне команды Lotus стартовал с первой позиции и на ней же финишировал, положив конец трехлетнему периоду, за который команда не одержала ни одной победы.

Дождь дал ему возможность продемонстрировать свое мастерство управлением автомобиля в тяжелых условиях, которое он приобрел на родине еще в самом начале своей карьеры:

“Никогда не забуду свою первую гонку на влажной трассе. Это была просто катастрофа! Я ужасно ездил, мои соперники обгоняли меня со всех сторон, а я ничего не мог с этим сделать, в то время как на сухой дороге я прекрасно водил. В тот день я понял, что ничего не знаю о езде в дождь. С тех пор я тренировался везде, где он шел, благодаря чему научился делать это”.

Он научился так хорошо, что стал признанным специалистом езды по мокрой трассе, за что получил прозвище «Человек Дождя». Одним из лучших подтверждений его мастерства является первый круг Гран-При Европы 1993 года в английском Донингтон Парке.

Мастер

Айртон Сенна всегда отличался своим страстным желанием быть первым и самым быстрым. Нередко он переходил границу где риск превращается в безрассудство. Ради победы он был готов на риск и даже столкновение, если это приближало его к заветной цели.

“Это одно из проявлений моего темперамента, та часть, которую я продолжаю развивать всю жизнь. Иногда это стоило мне гонки или хорошего результата, но это мой характер, моя личность”.

В 1990 году на Гран-При Японии, после старта уже на первом повороте Сенна намеренно не избегал столкновения с главным соперником Аленом Простом, спровоцировав аварию, которая сделала его чемпионом.

Но способность управлять машиной за пределами ее возможности является лишь частью таланта Сенны. Другим фактором было напряженное внимание ко всем мелочам. С самого картинга он искал любые возможности, любые мелочи, которые могли позволить ему улучшить свои результаты. Предела у его жажды познания не было. Он всегда старался как можно лучше понимать каждую деталь автомобиля.

Именно эти качества оказали большое влияние на рекордные показатели Айртона: за свою карьеру он одержад 41 одну победу в Гран-При из них шесть раз был победителем Гран-При Монако, был заслуженным гением квалификации и стартовал с поул-позишн 65 раз

Гран-При Монако 1988 года, в которой ближайший соперник Сенны находился почти в минуте отрыва, один из самых экстраординарных случаев, демонстрирующих глубочайшую концентрацию и мастерство пилота.

Гонщик, а не политик

Бразилец пришел в большой автоспорт из картинга, в котором участвовал почти с самого рождения. Он обожал гонки на картах и сохранял эту любовь всю жизнь. Его всегда беспокоила политика, которая существовала в закулисье Формулы-1: интриги, связи гонщиков и личные интересы руководителей часто мешали заниматься тем, ради чего он был там на самом деле.

“Я вспоминаю 1980 год, когда был пилотом карта. Я приехал в Европу, чтобы впервые представлять Бразилию. Я искренне наслаждался, это было чистое вождение, чистая гонка. Не было никакой политики, никакие деньги не были вовлечены”.

Мудрец

“Я считаю, что самое главное - быть в мире с собой и понимать, что ты делаешь и как. Осознавать, кем ты хочешь быть и какой жизни ты хочешь. Поступать так, как ты считаешь правильным”.

Айртон Сенна отличался не только своей агрессивностью и страстью к победе, но и глубоким сочувствием и состраданием к людям. В 92-м и 93-м году, жертвуя собственными результатами останавливался посреди заездов, чтобы помочь соперникам попавшим в аварию.

Он был религиозным человеком, но его вера в Бога не была неискренней и речь не шла о слепой вере. Слушая его слова, возникает ощущение, что он глубоко понимает, о чем говорит. Однажды ученик школы Лоретто в Шотландии спросил у гонщика, как он сочетает свою религиозность с Формулой-1, на что он ответил:

“Религия очень рискованная тема, об этом сложно говорить. Легко оказаться непонятым. Но вот, что я знаю точно: я всеми силами пытаюсь познать жизнь через Господа. И это означает познавать каждый день, не только когда я дома, но и когда работаю”.

Его главной мотивацией было не желание достичь славы, богатства или признания, в его случае все было тоньше и сложнее:

“Это был, своего рода, выбор судьбы. Я постоянно совершенствуюсь, стремлюсь узнать пределы своих возможностей: своего тела, физических и психологических. Для меня это образ жизни”.

Смерть

1 мая 1994 года Айртона Сенна погиб во время Гран-При Сан-Марино. Это стало глубоким потрясением для мира автоспорта и черным днем для родной ему Бразилии и его поклонников по всему миру. Но мы не будем говорить об этом много. Единственное, хочется отметить, что жизнь этого человека по своей глубине и насыщенности, несмотря на небольшое количество прожитых лет, превосходит тысячи, а может и миллионы вместе взятых судеб других людей, проживших намного больше лет.

Большое влияние

Айртон всегда беспокоился о бедности и трудностях населения Бразилии и осознавал, что жизнь может сложится не так удачно, как это было у него. Он регулярно жертвовал огромные суммы на борьбу с бедностью. После его кончины, все накопленные средства (около 400 млн. долларов) перешли в распоряжение благотворительного организации “Instituto Ayrton Senna”, управляемого его сестрой Вивьен Сенной. Также, за следующие 20 лет не погиб ни один пилот в Формуле-1, ценой его смерти произошел глобальный прорыв в безопасности. К сожалению, только так возможно было добиться перемен, которые предотвратили сотни трагических исходов в будущем.
Заключение

Все мы имеем возможность нести за себя ответственность, но многие отказываются от этого, выбирая комфорт, забывая о призвании и мечтах. Для миллионов людей Айртон Сенна послужил примером того, что упорство, любовь и вера в себя могут сделать счастливым не только одного человека, но и принести много пользы окружающим. Будьте счастливы и тогда счастливы будут ваши близкие!

“Бог дал мне силы. Жизнь - это дар от Него, так что мы должны о ней позаботиться”.

Senna Memorial Race 2018

Первого мая наступило ровно 24 года с трагической гибели великого гонщика Айртона Сенны, в память о котором “Primo-karting” уже второй год подряд организовали “Ayrton Senna Memorial Race”, на этот раз вместе с командой чемпионата “RARR”. Специально для мероприятия был создан эксклюзивный комплект медалей и трофеев.

Понравилась статья?

На нашем сайте в разделе «Новости» вы можете найти множество интересного материала о картинге и автоспорте.