Ни один человек не проложил такую дорогу через Формулу-1 подобно тому, как это сделал выдающийся гонщик Джеймс Хант. Спустя 25 лет после его смерти мы попытаемся понять, почему слава Чемпиона Мира 1976 года до сих пор продолжает сиять так же ярко, как и всегда...
Кажется, что Джеймс Саймон Уоллис Хант родился без фильтра между своим мозгом и ртом. Это означало, что частенько он был резким, еще чаще грубым, оставаясь при этом очаровательным. Во время интервью, Мосс Стерлинг на гонке с серьезным видом общался с тогда еще пилотом McLaren:
- Джеймс, они изменили правила касательно воздухозаборника и крыльев, но вы все равно остаетесь очень быстрым. Как вам это удается?
- Большие яйца, - незамедлительно ответил Джеймс
Хант не боялся показывать характер своим коллегам-пилотами. Когда Патрик Депайе стал причиной аварии британца в Гран-При США 1976 года, Хант провел оставшееся время гонки стоя на трассе, угрожающе тряся кулаком каждый раз, когда мимо разбитого болида McLaren проезжал гонщик команды Tyrell.
“Я не мог поверить своим глазам: Джеймс стоял посреди чертовой трассы!”
Джоди Шектер, сокомандник Ханта
Но на этом его недовольство не кончилось, Джеймс проник на после-гоночную пресс-конференцию и на глазах у всех заявил обладателю третьего места Депайе:
“Первое, что тебе следует сделать, это хорошенько научиться водить!”
Именно брутальная честность с прессой завоевала пилоту внимание тысячи фанатов. Отвечая на вопрос о том, что для него значит победа в Гран-При Великобритании 1976 года, Хант сказал: “Девять очков, $20,000 и много счастья”, после чего взял сигарету у кого-то из толпы. В наши дни мы сходим с ума от Кими Райкконена, который ест мороженное...
Уже в молодости, будучи трудным ребенком Британской гоночной сцены, он заслужил прозвище “Hunt the Shunt” (Shunt - в английском сленге означает аварию), благодаря безудержному вождению в Формуле 3. Попадание Джеймса в F1 было анархическим с самого начала, а пробраться в высшую лигу автоспорта он смог вместе с командой Hesketh; по сути, игрушкой богатого английского лорда Александра Хескета.
Питание команды составляли такие блюда как шампанское, лобстеры и икра. В свое время, сам лорд Хескет описывал болид F1 как “плоская бутылка шампанского, которой требуется хорошая встряска.” Очевидно, что команда подходила в самый раз пилоту, на комбинезоне которого было написано: “СЕКС: Завтрак Чемпионов”...
Девизом Ханта было “делать все что я хочу, всегда когда я это могу. Жизнь слишком коротка для того чтобы связывать себя правилами, если в этом нет абсолютной необходимости.” Такой образ жизни был особо заметен в период его первого контракта с McLaren: он игнорировал правило выставленное спонсором команды "Мальборо". Оно требовало от пилотов надевать “блейзер, рубашку, галстук и фланелевые брюки” во время любых общественных мероприятий.
Хант, не имевший на тот момент команды и болида, все равно не соглашался с этим пунктом и, по словам легендарного исполнительного директора компании Джона Хогана,
“появлялся на публичных событиях, собраниях руководителей, банкетах и коктейльных вечеринках в джинсах и рваной рубашке, а иногда даже босиком, обменивался рукопожатиями с VIP-персонами и очаровывал каждого.”
К сожалению, громкие заголовки и выдающиеся выходки Джеймса Ханта часто маскировали за собой выдающийся талант гонщика. Руководители McLaren Аластэйр Колдуэлл и Тедди Майер с уважением сравнивали его с Джимом Кларком и Сэром Джеки Стюартом, более того, Мэйер ценил британского гонщика даже больше двукратного чемпиона Эмерсона Фиттипальди, который выиграл свой второй титул с Маклареном в 1974-м году.
Но не обязательно верить им на слово. Статистический анализ, проведенный математиком доктором Эндрю Филлипсом определил Ханта как шестого величайшего пилота F1 всех времен, позади Кларка, Стюарта, Фернандо Алонсо, Шумахера и Хуана Мануэля Фанхио, одновременно оценивая дебютный сезон Джеймса в 1973 в команде Hesketh лучшим за все времена - даже выше дебютного сезона Льюиса Хэмилтона в 2007 году в составе McLaren.
Великолепная победа в Гран-При в Нидерландах 1975 года на машине, построенной в сарае на заднем дворе особняка лорда Хескета или сражение за титул в 1976 году на Гран-При Японии, в котором он прорывался через труднейшие условия, чтобы заработать необходимое третье место, лучше слов говорят о его особенном даре гонщика.
Правда, если Хант терял свою мотивацию, что периодически происходило с ним ближе к концу его гоночной карьеры, он мог стать безразличен к гонке. Но когда он был в духе, то становился безудержным, при это никогда не теряя чести. Ники Лауда однажды отметил:
“Он никогда не был подлым пилотом. Он был корректным и честным, но чертовски быстрым. В этом была проблема.”
Говоря о Лауде: невозможно вспоминать Джеймса Ханта, не упоминая великого Австрийца и противостояние между ними. Оно происходило на протяжении сезона F1 в 1976 году и стало настолько захватывающим, что увековечило себя в киноленте Рона Ховарда “Гонка” (“Rush”, 2013).
Борьба не менее интенсивная, чем между Аленом Простом и Айртоном Сенной, но не приносящая столько горечи. Хант и Лауда были определением слова “frenemies” (на англ. friend - друг; enemy - враг, соперник). Ожесточенные противники на трассе вне нее имели теплые и прочные дружеские отношения, Лауда называл Джеймса “открытым и честным перед Богом товарищем”, он даже помогал ему в его борьбе с алкоголизмом в 1980-х.
Сезон 1976 года стал одним из наиболее драматических в истории F1: Ники Лауда, уверенно шел к титулу чемпиона, пока не попал в автокатастрофу в Нюрбургринге, которая заставила побывать его на грани смерти и навсегда изменила его жизнь. Он восстановился, пропустив всего лишь две гонки и уже был в строю на Гран-При Японии в Фудзи. Гонка шла во время жестокого ливня и Лауда заявил о том, что выходит из нее по собственному желанию уже на втором круге, таким образом оставляя чемпионство Ханту. После награждения Хант заявил миру:
“Если быть откровенным, я хотел выиграть чемпионат и чувствую, что заслужил этого. Однако я так же чувствую, что Ники заслужил выиграть его не меньше, и я бы хотел, чтобы мы могли его разделить.”
Источник: www.formula1.com
Автор перевода: Арсен Нижников